Официальный партнер
«Газпромнефть-Региональные продажи»

Транспортировка нефти: правила перевозки и требования

Транспортировка нефти: правила перевозки и требования

    Топливно-энергетический комплекс лежит в основе экономики разных стран. Перевозка нефтепродуктов осуществляется разным транспортом, в зависимости от классификации сырья. Нефтепродукты могут иметь газообразное, жидкое или твердое агрегатное состояние. Поскольку работа предприятий по всей стране зависит от своевременной поставки сырья, НП нужно правильно транспортировать.

    Залежи нефти никогда не бывают в чистом виде, так как этот тип полезного ископаемого представляет собой сочетание газов и иных жидкостей. В составе также присутствует соль растворенная, либо глинистые частицы.

    Рассмотрим классификацию нефтепродуктов по их физическим особенностям:

    1. Топливная жидкость. В эту категорию относят бензин, керосин, дизель.
    2. Все разновидности масел.
    3. Горячий битум. Данное сырье выделяют в отдельную категорию.
    4. Вещества вязкой и пластичной консистенции, такие как смазка или изоляционный материал.
    5. Твердые нефтепродукты.

    Перечисленные нефтепродукты также разделяют по светлому и темному цвету. Оттенок сырья зависит от его состава и степени очистки. К примеру, топливо можно отнести к светлому типу НП. Темное сырье, напротив, имеет высокую концентрацию нефти в составе, а также обладает сильной вязкостью. Все эти факторы напрямую влияют на условия транспортировки. К примеру, некоторые вещества нужно перевозить в условиях постоянного подогрева, иначе есть риск загустения.

    При транспортировке нефтепродуктов существует две основные проблемы:

    • Высокий риск возгорания и взрыва смеси или ее паров.
    • Нанесение вреда окружающему миру в случае разлива.

    При возникновении перечисленных проблем произойдет техногенная авария и экологическое бедствие. По этой причине нефтепродукты относят к категории веществ III класса опасности. Безопасность всегда в приоритете, поэтому транспортировка осуществляется по строгим правилам.

    Комплекс правил работает не только в отношении процесса перевозки, но и в использовании транспортного средства, емкостей и водителей.

    Методы перевозки

    Нефтепродукты перевозят разным типом транспорта. Необходимость транспортировки возникает потому, что добыча сырья производится в регионах, где не развита нефтеперерабатывающая промышленность. Способ доставки выбирают исходя из маршрута, удаленности и типа сырья.

    С помощью железнодорожного транспорта можно перевозить сырье на дальние расстояния. Процесс осуществляется в соответствии с регламентом. Для транспортировки используют специальные цистерны и вагоны. Данный способ используется более 150 лет. За этот срок возросла безопасность и мощность локомотивов.

    К преимуществам доставки ж/д транспортом относят:

    • возможность перевозки в любое время года;
    • по сравнению с водным транспортом, ж/д имеет большую скорость доставки;
    • железная дорога пролегает почти по всей территории страны, что очень удобно.
    • за один “заезд” можно перевезти огромное количество цистерн.

    По этой причине в последние несколько лет ведется развитие железнодорожных путей.

    Цистерны для перевозок изготавливаются из качественной стали. В регламенте четко прописаны правила для разлива сырья, слива и контроля. Конструкция цистерны дает возможность контролировать количество налитого вещества, правильно сливать его, безопасно обслуживать. Производители цистерн выпускают модели с разным объемом. Один вагон может перевозить до 120 тонн нефтепродукта.

    К недостаткам этого метода доставки относят:

    • высокий риск утечки вещества;
    • высокая цена перевозки.

    Если нет возможности транспортировать нефтепродукты таким способом, прибегают к другим: автомобильный, водный, трубопроводный транспорт. В последнем случае объем перегоняемого сырья низкий. Все перечисленные типы транспорта отличаются по технический и экономической составляющей. Самыми выгодными считаются железнодорожный и водный транспорт. Автомобильный используется лишь тогда, когда осуществить два предыдущих невозможно.

    Как развивалась сфера транспортировки нефтепродуктов

    Нефтепереработка в России - основной тип промышленного производства. Первое нефтеперегонное производство было запущено еще в 1823 году. В Моздоке в эти годы построили завод, а уже через пару лет его оснастили оборудованием. В те времена во всех сферы жизни начали вводить двигатели внутреннего сгорания. Потребность в топливе возросла, а вместе с этим увеличились объемы для транспортировки нефтепродуктов.

    Первое время сырье возили примитивным методом: деревянные бочки наполняли топливом и перевозили на повозках, либо по воде. К сожалению, такие методы были небезопасными и дорогостоящими. Поэтому цена НП была неоправданно высокой.
    Когда в России началось производство керосина, поставлять его даже внутри страны оказалось проблематично. По этой причине закупка керосина производилась из Америки. В середине 19 века Менделеев озаботился данной проблемой. Тогда он предложил осуществлять доставку не в бочках, а в трюмах судов. Применять данный метод начали только через 10 лет, и он себя максимально оправдал. После этого идею Менделеева внедрили “в жизнь” на постоянной основе. Далее нефть начали перевозить железнодорожным способом. В начале 1880 года было закончено строительство ж/д ветки, по которой начали транспортировку НП в цистернах.

    В чем транспортируют нефтепродукты

    Все нефтепродукты следует классифицировать по типам. В зависимости от вида подбирается не только транспорт для доставки, но и тара.

    Выделяют тарный и бестарный методы.

    Тарный

    Тарным методом перевозят маленькие партии сырья. Тара может быть следующего типа:

    • металлическая бочка;
    • деревянная бочка;
    • металлическая канистра;
    • деревянный ящик;
    • картонный мешок.

    Перевозка печного, дизельного топлива, бензина происходит в цистернах, оснащенных системой для контроля давления. Также они должны иметь клапаны и устройства для залива и слива. В тару наливают 95% сырья от общего количества. Это правило распространяется на жидкие нефтепродукты. Твердые помещают на 100%. Металлические или полимерные бочки предназначены для доставки густого топлива.
    Для создания надежной защиты используют разные виды упаковки. Для торговли в розницу штучные упаковки перемещают в ящиках на поддонах, которые, в свою очередь, обматывают дополнительно пленкой. Если требуется транспортировка больших партий НП, то в ход идут мешки из многослойного материала. Их объем может достигать 25 л.

    Что касается ящиков и коробок, то в них помещают нефтепродукты в твердом агрегатном состоянии. Для каждого типа сырья устанавливает максимальной объем тары, допустимой для перевозки.

    Существует правило, по которому в цистернах запрещается транспортировать малое количество сырья. Заполнение должно быть на безопасном уровне, иначе есть риск возгорания. По этой причине малые партии перевозят в таре, либо с цистернах с отсеками небольшого объема.

    Бестарный

    Бестарный метод транспортировки подразумевает собой применение спецсредств передвижения. Их специально оборудуют для разных типов нефтяного сырья.

    • Бензовоз. С его помощью транспортируется жидкое топливо, по типу бензина, дизеля, растворителей и подобных по консистенции веществ.
    • Газовоз. Предназначен для перевозки газов под давлением и в жидком состоянии. Также есть газовозы, доставляющие газовые баллоны.
    • Топливозаправщик. Он оснащен насосами и оборудованием для скачивания.
    • Битумовоз. Этот тип транспорта имеет особенность создавать постоянный нагрев емкости.

    Автоцистерны сегодня также оснащают специальными клапанами с целью добиться максимальной герметичности. Также на них ставят волнорезы - приспособление, гасящее волны, которые образуются во время торможения транспорта.

    Автоперевозка

    С помощью автомобильной перевозки продукт доставляется в пункт к самому потребителю. Также к этому методу прибегают в случае, когда другие способы недоступны. К примеру, в месте доставки нет железнодорожных путей и водных объектов. Автомобильная доставка осуществляется в цистернах, а также в контейнерах или небольшой таре. Все автоцистерны оснащаются необходимыми инструментами. Патрубок помогает принимать сырье, с помощью клапана происходит регулировка давления, а клиновая задвижка нужна для слива.
    Транспорт также оснащен огнетушителями и заземляющими устройствами. Все это необходимо для того, чтобы не допускать возникновение пожара.

    Автотопливозаправщиком называется цистерна, оснащенная топливным оборудованием. Его главным предназначением является мобильная заправка сельскохозяйственной техники или самолетов. На них также транспортируется масло, поскольку в них установлены подогреватели.
    Транспортировка контейнерами - это удобный способ, который осуществляется тогда, когда нужна доставка в отдаленные районы. Контейнеры выглядят как небольшие емкости. Но они не относятся к мелкой таре, как бочки и бидоны.

    Транспортировка через трубопровод

    Транспортировка нефтепродуктов с помощью трубопровода - это безопасный метод доставки сырья. Нефть перегоняют как от одного города к другому, так и между странами. Трубопроводы функционируют с помощью насосов, которые работают с каждого конца. Они создают внутреннее давление таким образом, что нефть перегоняется из одного конца к другому.

    Трубопроводы бывают наземные и подземные. Они работают одинаково в определенных условиях. Но в случае аварии, ремонт проще проводить на надземном трубопроводе, так как подземный находится под землей. На него не влияют факторы окружающей среды, но есть то, что провоцирует поломки.

    Преимущества

    Нефтепроводы и газопроводы в РФ начали активное развитие в 20 веке. Сегодня объем и удельный вес транспортируемого через трубопроводы сырья увеличивается, по сравнению с перевозками авто или ж/д транспортом. Это обуславливается следующими преимуществами:

    1. Стабильная работа.
    2. Высокая пропускная способность.
    3. Высокая дальность перекачивания.
    4. Постройка трубопровода возможна в любом регионе.
    5. Автоматизированные системы контроля.

    Главными “минусом” работы трубопровода считаются большие денежные вложения на этапе постройки.

    Развитие трубопроводного транспорта в РФ

    Если сравнивать все способы транспортировки нефти, то использование трубопровода является наиболее выгодным методом. На территории бывшего СССР создание трубопроводов производилось по определенным принципам. Учитывались места нефтедобычи и переработки. Менделеев, российский ученый, стал первым человеком, предложившим данный способ. Он высказал аргументы по поводу того, как данный тип транспорта может облегчить доставку.

    Первый трубопровод возвели на Апшеронском полуострове. Трубопровод предназначался для того, чтобы доставлять нефть с Балаханского месторождения до предприятий, перерабатывающих сырье. На начальном этапе длина проложенных труб была всего 12 км, но к началу 2000-х годов ее увеличили до 230 км. Миллионы тонн сырья ежегодно перемещаются по трубопроводу, когда-то придуманному инженером Шухиным.

    В начале 20 века общая длина всех проложенных трубопроводов составила 1300 км. Но этого было недостаточно, чтобы заменить железнодорожный транспорт полностью. Для сравнения приведем пример. В 1913 году через трубопровод из Баку перекачивалось всего 6% сырья от общего объема.

    Трубопроводный транспорт начал развиваться стремительно. Этому поспособствовало освоение новых месторождений. В 1936 году из Уфы в Ишимбай были проложены дополнительные трубы длиной 168 км. Нефть отсюда перекачивалась из скважин “второго Баку”. Когда в России начали разрабатывать западно-сибирские месторождения, данная отрасль продолжила свое и так активное развитие.
    Нефть в этих районах начали добывать и перерабатывать, по этой причине пришлось увеличивать длину и диаметр трубопроводов. Сроки строительства, напротив, уменьшались. Далее произошло освоение новых земель в Тюменской области. Больше всего нефтепроводов было возведено в 1970-х годах.

    Магистральные трубопроводы обладают огромной протяженностью. Диаметр труб составляет 1000 и 1200 мм. Под землей также проложены трубы с диаметром до 1220 мм. От общего оборота доставки трубопровод передает около 85%.

    Развитие магистральных трубопроводов

    Трубопроводный транспорт магистрального типа возводился не один десяток лет. Общая конструкция включает в себя технологии разных времен. На сегодняшний день эксплуатируется оборудование, созданное в разные годы и разными предприятиями. Техническая документация у них также отличается.

    Оборудование делится на устаревшее и новейшее, несмотря на то, что выполняют они одинаковые функции. Таким образом, на старые трубопроводы требуется больше средств, поскольку их сложнее обслуживать и ремонтировать.
    К сожалению, по параметру качества российские трубопроводы уступают зарубежным. Только небольшая часть оборудования соответствует международным стандартам. Еще одним недостатком можно назвать малый диаметр труб, так как требуется изделия с большим диаметром.

    Морская перевозка нефтепродуктов

    Водный транспорт - еще один популярный метод транспортировки нефтяного сырья. Эксплуатация морского танкера считается наиболее выгодным вариантом. Речные и морские танкеры относятся к категории самоходных судов. К несамоходным причисляют баржи и лихтеры. С помощью танкеров перевозят огромные объемы сырья.

    К преимуществам морских перевозок относят:
    1. В некоторых случаях такой метод позволяет быстрее доставить сырье.
    2. Разрешена доставка нефтяных продуктов в любом агрегатном состоянии.
    3. Стоимость транспортировки не так высока, как доставка другими способами.
    4. Перевозка осуществляется как по морю, так и по рекам.
    5. Есть возможность доставлять сырье высокой вязкости, так как суда оборудованы элементами подогрева.

    Танкеры бывают мало-, средне-, крупнотоннажные. Для обеспечения высокой безопасности танкеры оснащают двойной обшивкой. Судно также имеет внутри перегородки с отсеками для сырья.

    Танкеры делятся по габаритам. К примеру, Seawaymax проходят по узким шлюзам. По Панамскому каналу ходят модели Panamax, а в Суэцком канале “работает” танкер Suezmax. Танкеры, имеющие длину 253 метра, относятся к категории Aframax. VLCC длиннее предыдущего, так как его размер достигает 330 метров. Длина судна под названием ULCC составляет 415 метров.

    Железнодорожные перевозки

    С помощью железнодорожного транспорта можно доставлять нефтепродукты любого вида. Около 40% от общего числа перевозимого сырья приходится на ж/д транспорт. Доставка осуществляется в вагонах-цистернах, хотя небольшую часть сырья также перевозят в бочках и бидонах.Также в работе задействованы крытые вагоны, с помощью которых перевозят масла и смазки.

    Основным преимуществом железнодорожного транспорта считают всесезонность. Именно поэтому многие нефтебазы располагаются на магистралях.

    К минусам данного типа транспорта относят:

    • крупные финансовые траты на постройку новых путей и обслуживание уже имеющихся.
    • высокая цена транспортировки.

    В одной цистерне можно транспортировать 20-120 тонн продукта. Но чаще всего их заполняют 50-60 тоннами. Поезда формируются из вагонов, где каждая цистерна оснащена устройством для слива в нижней части. Это необходимо для того, чтобы была возможность слить сырье полностью. Также цистерны имеют предохранительные клапаны. Они ограничивают давление, провоцирующее опасное напряжение стенок котла.

    Сырье с повышенной вязкостью стараются транспортировать в цистернах, имеющих подогрев. Оборудование бывает внутреннее и наружное. Что касается битума, то его перевозят в полувагонах бункерного типа. Бункеры крепятся на раме, при этом данная конструкция оснащена паровой рубашкой. Бункеры легко опрокидывать и возвращать в исходное положение послы высыпания битума.

    При контейнерной доставке используются небольшие цистерны. Транспортировке таким способом подлежат масла и смазки. Цистерны крепятся на платформах, а затем кранами перемещают на грузовые авто. Контейнеры также обеспечивают нагрев сырья, так как оно относится к категории высоковязких. Загрузка и погрузка сырья проводится при помощи сливно-наливных эстакад. Вагоны туда подъезжают по специальным путям. Для каждого пути есть определенное назначение. На основных путях происходит подача для приемки или отгрузки. На вспомогательных путях проводится разгрузка и погрузка тарированных материалов. Обгонные пути предназначаются для маневровых работах.

    Правила перевозки НП прописаны в специальном регламенте. В нем указывается порядок создания наливных маршрутов, правила их сдачи, время на разгрузку и прочие условия.

    Требования к водителям, осуществляющим перевозку

    В регламенте, который прописывает правила перевозки НП, сказано, что все водители должны пройти обучение перед тем, как приступить к работе. После обучения им будут выданы специальные удостоверения. Кроме того, для водителей проводят общий инструктаж и дополнительный перед каждым выездом. Водителям объясняют, как правильно перевозить то или иное сырье, а также как действовать в случае возникновения опасной ситуации.

    Чтобы транспортировка нефтесырья автотранспортом была безопасной, большое внимание уделяется защите персонала. Им выдаются средства защиты, которые нужно использовать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и ремонте. Это позволит защитить человека от негативного влияния вредных испарений.

    Какие документы нужны для осуществления доставки нефтепродуктов

    Перевозчик и грузополучатель, перед непосредственно транспортировкой, должны заключить договор. Именно он считается важным документом в работе.

    Также к договору прикладывают:

    • транспортную накладную международного образца;
    • транспортную накладную отечественной формы;
    • пакет сопроводительных бумаг на продукт.

    Транспортная накладная - это обязательный документ, который необходим для доставки опасных грузов. Ее должен составить грузоотправитель. В сопроводительный пакет бумаг входят такие документы, как сертификаты и паспорт качества на сырье. Все эти бумаги тщательно проверяются таможенными и санитарными службами.

    Кроме перечисленных документов, необходимо:

    • путевой лист, имеющий маркировку для опасного сырья.
    • удостоверение водителя, удостоверяющего его допуск.
    • свидетельство ДОПОГ, которое дают на транспортное средство.
    • маршрут.
    • инструкция с правилами поведения при возникновении внештатной ситуации.
    • информационный лист.

    Нефтепродукты разных марок транспортируются по отдельности. Только качественно упакованное сырье допускается к доставке. Все цистерны перед наливом и отправкой тщательно осматривают. Если в таре окажутся какие-либо примеси и вода, то доставка отменяется. Вязкое и застывающее сырье транспортируют в судах, оснащенных подогревом.

    Если все перечисленные требования будут соблюдаться, то опасных ситуаций в работе и перевозке НП не возникнет. Транспортировка осуществляется автомобильным, ж/д транспортом, а также водными судами и изредка воздушным путем.

    Ответственность за нарушение правил доставки

    Если возникнет нарушение правил доставки опасных нефтепродуктов, то за этим последуют санкции. Физическому лицу грозит штраф до 2500 рублей и лишение прав до полугода. Лица, несущие ответственность за безопасность транспортировки, должны будут оплатить штраф до 25 000 рублей. Юридические лица могут быть оштрафованы на 250 000 рублей.

    Для транспортных компаний штрафы высокие. В их интересах следить за соблюдением правил. Безопасность водителя и окружающей среды должна быть в приоритете.