bool(false)
string(0) ""
Официальный партнер
«Газпромнефть-Региональные продажи»

Правила перевозки опасных грузов

    Опасные грузы – это предметы или вещества, которые способны причинять ущерб здоровью людей, животных, растительности или окружающей среде, а также оказывать влияние на безопасность транспортных средств и инфраструктуры.

    В рамках международных стандартов, они классифицируются как взрывчатые, вещества, обладающие огнеопасными свойствами, радиоактивные, ядовитые, инфекционные и другие.

    Класс грузов
    Характеристика
    Пример
    Первый класс
    Взрывчатые вещества и изделия
    Порох, детонаторы, подрывные заряды, холостые патроны, патроны для оружия, бомбы, гранаты, мины, ракеты, нитроглицерин, нитрат аммония, фейерверки, бенгальские огни, детонирующие шнуры.
    Второй класс
    Газы
    Хлор, сжатый водород, иприт, пропилен, гелий, этилен, неон.
    Третий класс
    Легковоспламеняющиеся жидкости
    Спирт, спиртосодержащие вещества, полиграфические краски, растворители, лаки, лосьоны, масла, политуры, грунтовки, нитроэмали, одеколоны.
    Четвертый класс
    Легковоспламеняющиеся твердые вещества
    Фосфор, спички, целлюлоза, карбид кальция, гидрид циркония, натрий, калий, порошок цинка, гидрид натрия.
    Пятый класс
    Окисляющие вещества
    Хлораты, отвердители, нитраты, удобрения, гидроперекись третбутила.
    Шестой класс
    Ядовитые и инфекционные вещества
    Мышьяк, ртуть, синильная кислота.
    Седьмой класс
    Радиоактивные материалы
    Кобальт С-60, уран, гексафторид урана, лечебные изотопы, диагностические изотопы.
    Восьмой класс
    Коррозионные вещества
    Ртуть, йод, щелочи, кислоты.
    Девятый класс
    Низкая опасность
    Техника (автомобили, снегоходы, газонокосилки, скутеры, мотоциклы), вещества (сухой лед, пищевые добавки), материалы (асбест).

    Нормы, регулирующие перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

    Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) Федеральный закон № 257-ФЗ Статья 31

    Правовой документ, регулирующий перевозку опасных материалов по дорогам между государствами-членами Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), включая Россию. ДОПОГ устанавливает требования к транспортировке, включая упаковку, маркировку и документацию.

    Последняя версия вступила в силу 1 января 2023 года. ДОПОГ обновляется каждые два года.

    Обеспечение выполнения норм ДОПОГ является обязанностью национальных органов власти в каждом из государств-членов ЕЭК ООН.

    Нормативный акт, который регулирует перевозку опасных грузов на территории Российской Федерации. Статья была принята 31 декабря 2005 года с целью приведения перевозок к международным стандартам.

    Она регламентирует, что в процессе транспортировки каждое опасное вещество должно иметь имеет свой номер ООН. Это позволяет контролирующим органам в разных странах быстро узнавать информацию о грузах. 

    Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

    • Соответствие действующим правилами и нормативными актами, а также международным стандартам.
    • Корректная классификация. ДОПОГ требует, чтобы все опасные грузы были классифицированы в соответствии с их физическими и химическими свойствами.
    • Все опасные грузы должны сопровождаться соответствующей документацией. К ней относится транспортный документ, содержащий информацию об отправителе и получателе, типе и количестве перевозимых опасных грузов, а также о применимых правилах, действующих в отношении данного груза. Эта документация должна быть доступна для проверки в любое время.
    • Для перевозки используется технически исправное транспортное средство, оборудованное средствами защиты и безопасности.
    • ДОПОГ требует, чтобы весь персонал, участвующий в перевозке опасных грузов, прошел соответствующее обучение и сертификацию. Это касается водителей, грузчиков и другого персонала, участвующего в обработке и транспортировке опасных материалов. Программы обучения должны охватывать классификацию опасных грузов, требования к упаковке и маркировке, процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации и другие темы, имеющие отношение к безопасной перевозке опасных материалов.
    • Опасные грузы должны быть правильно упакованы, маркированы и снабжены соответствующими документами. 
    • Предварительное согласование маршрута. Перевозчик обращается в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Также согласование с собственниками автодороги, если по ней пролегает маршрут.
    • Заглушенный двигатель во время погрузочно-разгрузочных работ. Исключение, если работающий двигатель обеспечивает работу устройств, без которых погрузку и разгрузку выполнить невозможно.
    • Запрет на отклонения от утвержденного маршрута в процессе движения. При необходимости требуется согласование.
    • Запрет на курение в кабине и на расстоянии менее 50 метров от транспортного средства.
    • Запрет на перевозку посторонних лиц. В кабине - только два водителя и сопровождающий.
    • При остановке авто - использование стояночного тормоза.
    • Маркировка упаковки должна включать надлежащую идентификацию содержимого, номер ООН и предупреждающие надписи об опасности, соответствующие классификации опасных грузов.

    Требования к оснащению автомобиля

    Огнетушители Не менее двух огнетушителей, соответствующих стандарту EN 3. Огнетушители должны быть установлены в доступном месте, проверены и испытаны в соответствии с местными требованиями.
    Специальные знаки, обозначающие опасность перевозимого груза.
    Знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76 "Система общего обозначения безопасности". Размещаются на передней и задней части, а также на боковых сторонах автомобиля. 
    Знак аварийной остановки
    Знак должен быть установлен в доступном месте, например на задней двери автомобиля.
    Специальные приспособления для погрузки и выгрузки груза
    Эти приспособления должны соответствовать стандартам EN 12195-1: 2010 и EN 12195-2: 2010. Они должны быть произведены из высокопрочных материалов и иметь достаточную грузоподъемность для безопасной погрузки и выгрузки груза.
    Система оповещения и контроля
    Система должна позволять водителю контролировать уровень опасных веществ в грузовом отсеке и мониторить температуру внутри отсека. Также система оповещения и контроля должна предупреждать водителя о возможных утечках или других неполадках.

    Также могут выдвигаться другие требования в зависимости от типа перевозимого груза. Пример - система рециркуляции газов, которая позволяет уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, или устройство для сбора утечек, которое предотвращает загрязнение дороги или прилегающей территории.

    Требования к автомобильным цистернам при перевозке опасных грузов

    • Автомобильная цистерна должна быть устойчивой и прочной, чтобы не допустить повреждения корпуса и выхода опасного груза при аварийной ситуации. Для этого она должна иметь усиленную конструкцию и проходить регулярную проверку на прочность и целостность.
    • Цистерна должна быть оснащена необходимыми средствами безопасности, такими как системы защиты от перелива и перегрузки, а также системы контроля температуры и давления. В цистерне также должны быть предусмотрены специальные средства для замедления движения жидкости или газа, чтобы избежать возможного испарения или разбрызгивания в окружающую среду.
    • Автомобильная цистерна должна быть надлежащим образом маркирована, включая нанесение на нее специальных опознавательных знаков, указывающих на вид опасного груза, который перевозится внутри. Это позволяет быстро определить характер опасного груза, который находится внутри цистерны, и принять соответствующие меры безопасности.
    • Материал корпуса цистерны не должен вступать в реакцию с перевозимым веществом. Также устанавливается максимально возможный уровень заполнения.
    • При перевозке высокотемпературных веществ, измеряется температура поверхности цистерны, она должна составляет не больше 70 градусов.
    • Цистерна может разделяется на отсеки (на каждый - своя маркировка). Вещества, вступающие в химическую реакцию, не должны располагаться в соседних отсеках.
    • Требуется защита цистерны от опрокидывания и ударов разной направленности.

    Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

    Опасные грузы, которые можно перевозить железнодорожным транспортом, входят в Алфавитный указатель МПС РФ ОТ 27.12.94 N ЦМ-309. Это международные стандарты, устанавливающие требования к транспортировке опасных грузов.

    При необходимости транспортировки груза, не входящего в Алфавитный указатель, подбирается схожее вещество. При невозможности сопоставить груз разрабатываются особые условия транспортировки в зависимости от индивидуальных характеристик.

    Каждый груз сопровождается следующими данными:

    • наименование груза;

    • номер ООН,

    • классификационный шифр;

    • номер знака опасности;

    • вид отправки;

    • род вагона.

    Опасные грузы должны быть размещены в вагонах, цистернах и контейнерах таким образом, чтобы их перемещение и тряска во время перевозки были минимальными. Допускается смешивание грузов разных классов только тогда, когда они не вступают в реакцию.

    Оформление документов на перевозку опасных грузов железной дорогой

    Лицензия Оформляется в Управлении государственного железнодорожного надзора Ространснадзора.
    Разрешение Минтранса РФ
    Для оформления понадобится предоставить лицензию МВД и маршрут перевозки.
    Накладная
    Содержит наименование груза и номер аварийной карточки, предоставляется на станции отправления. Заполняется самостоятельно транспортной компанией.
    Разрешение представителей станцией
    Только в том случае, если на конкретной станции планируется проведение погрузочно-разгрузочных работ. Предоставляется на основе заявления.
    Лицензия МВД
    Требуется при перевозке особо опасных грузов.

    Тара, упаковка и маркировка

    Требования отражены в ГОСТ 26319-2020 "Грузы опасные. Упаковка”. Выбор упаковки зависит от свойств груза, класса опасности, а также климатических условий. К примеру, при следовании товарных районов в населенные пункты Крайнего Севера, упаковка выбирается в соответствии с ГОСТ 15846-2002.

    Виды тары:

    • Барабаны,
    • Канистры,
    • Ящики,
    • Мешки,
    • Составная тара из стали, алюминия, пластмассы, фанеры, фибрового картона, текстиля, фарфора, керамики

    Особенности:

    Груз упакован в стеклянную тару
    При транспортировке применяются ящики из дерева, металла или полимерных материалов. Свободное пространство заполняется не воспламеняющимся веществом.
    Груз упакован в мешки
    Требуется дополнительная упаковка в тару из металла или барабаны из фанеры.
    Перевозка нескольких грузов в одном вагоне
    Разрешено использование совместной упаковки (если вещества не вступают в реакцию).

    Топливная карта «ОПТИ 24» от «Газпром нефти»

    Экономьте наличные до 30% заправляйте служебные и собственные автомобили по безналу!

    Проконсультироваться

    Материалы по теме:

    «Дизель Опти» как оптимальное топливо для жизни и работы.

    Читать статью
    Что такое СУГ

    Что такое СУГ

    Читать статью
    Штраф за перегруз грузового автомобиля

    Штраф за перегруз грузового автомобиля

    Читать статью